Ремонт турбокомпрессора.
Прошёл год с момента ремонта турбины эвакуатора с турбодизельным двигателем Д245е2. Организация выполнявшая работы по ремонту турбины предоставила гарантию на выполненные работы 6 месяцев. По прошествии 12 месяцев уже можно сделать объективные замечания по выполненным работам.
Причина обращения: 10 лет эксплуатации сделали своё дело и турбокомпрессор обильно "выкидывал" моторное масло во впускной коллектор. Периодически при работе пропадал высокооборотистый звук от работы турбокомпрессора и вместе с ним мощность и тяга двигателя. Сомнений быть не могло - турбокомпрессор требует замены или ремонта. Марка установленного на двигателе компрессора ТКР6.1 производства РУП "Борисовский Завод Автоагрегатов" для ПО "Минский моторный завод" Республика Беларусь.
Цены на новые турбокомпрессоры ТКР6.1 в г. Тольятти и г. Самаре в марте 2017г составляли от 21000 до 27000 и выше. При этом в одних и тех же магазинах более дешёвые турбокомпрессоры до 24000 имели следы восстановления. На рынке запасных частей были предложения по обмену неисправных турбокомпрессоров на рабочие с доплатой от 11000 руб. Коллеги в один голос убеждали не связываться с ремонтом турбокомпрессора, а купить сразу новый, но предложение компаний по ремонту турбин, отремонтировать неисправный турбокомпрессор за 7000 руб. с гарантией 6 месяцев, убедили воспользоваться предлагаемыми им услугами.
По порядку:
С эвакуатора сняли турбину и передали в ремонт. Присутствовал при разборке и дефектовка турбокомпрессора. Новое оборудование по ремонту и балансировке валов турбокомпрессоров работающее в цехах организации внушало доверие. Дефектовка узлов турбокомпрессора указала на износ втулки (подшипника скольжения вала) турбокомпрессора. В дальнейшем в заказ наряде увидел из чего складывалась стоимость оказанных услуг. 1000,00 руб втулка, 6000,00 руб. Работы по диагностике, замене втулки и балансировке вала. Работы заняли 2 рабочих дня.
Не обошлось и без эксцессов, при установке турбокомпрессора обнаружилось, что корпус турбины неправильно сориентирован относительно корпуса компрессора и трубка подвода масла не стыкуется с отверстием на корпусе турбины.
После звонка в организацию производившую ремонт турбокомпрессора, к месту стоянки эвакуатора приехал техник и по месту сориентировал корпус турбины.
Теперь главное, стоит ли ремонтировать турбину:
- Первые дни эксплуатации наблюдался свист при работающей турбине, больший чем до ремонта, чётко прослушиваю в кабине эвакуатора, подобный уровень шума "свиста" наблюдался и на других эвакуаторах оборудованных турбодизельными двигателями, при этом они длительное время исправно работали. В дальнейшем этот звук пропал в течении недели.
- Расход масла уменьшился, но все равно был недопустимо большим для исправного автомобиля. Подтеки масла в месте соединения впускного коллектора и ГБЦ однозначно указывали на то что турбокомпрессор "выкидывает" масло. При оформлении акта выполненных работ, в организации выполнявшей ремонт турбины, выдали методические руководства по диагностированию неисправностей турбокомпрессора на 7 листах А4. Нового для себя, там ни чего не подчеркнул. Основные мысли изложенные в данной методичке:
- Расход масла через турбокомпрессор происходит из за уменьшения сечения шланга отвода масла от турбокомпрессора, вследствие перегиба. Избыточное давление масла неуспевающего стекать в картер двигателя, выдавливает масло в полость компрессора, через подшипник скольжения вала турбокомпрессора. В нашем случае установлен новый шланг, перегибов, пережатая и деформации на шланге отвода масла от турбокомпрессора - отсутствовали.
- Расход масла через турбокомпрессор сопряжён с износом шатунно-поршневой группы и как следствие избыточное давление картерных газов создаёт "подпорку" стекающему маслу через шланг отвода масла, создавая повышенное давление масла в полости подшипника скольжения вала турбокомпрессора. Хочется отметить, что за год до ремонта турбины, ДВС был на капитальном ремонте, визуально объёмы картерных газов наблюдаемых при открытии маслоналивной горловины на данном автомобиле были значительно меньше, чем на других автомобилях с турбодизельным двигателями, где отсутствовал расход масла через турбокомпрессор.
- Забитый воздушный фильтр создаёт дополнительное разряжением в компрессоре, вследствие чего туда поступает масло из полости подшипника скольжения вала турбокомпрессора. Заменили несколько фильтров, расход масла ДВС незначительно уменьшился, но по прежнему сохранялся повышенным около 0,5 л на 1000 км.
Обратились с данной проблемой в организацию производившую ремонт турбокомпрессора, получили ответ, что нужно проверить, объём картерных газов, но уверенность мастера в своих словах, и субъективные методы проверки объема картерных газов "на глаз" однозначно указывали на то что добиться гарантийного ремонта будет проблематично. Видя как люди выполняют свою работу и новое функционирующее оборудование для балансировки вала турбокомпрессоров сделали для себя вывод, что проблемы с турбокомпрессором после ремонта кроются в качестве заменённого подшипника скольжения вала турбокомпрессора.
Компании производящие ремонт турбокомпрессоров берутся за ремонт любых турбокомпрессоров независимо от марки изготовителя и года выпуска, при этом сроки проведения ремонта и стоимость минимальны. Мы все понимаем, сколько стоят оригинальные запасные запасные части и время доставки оригинала. Логичен вывод, что используются аналоги - ремкомплекты низкого качества и ждать качества и хотя бы 50% ресурса нового турбокомпрессора после ремонта турбины на вряд ли получится.
Наша история на 100% повторяет рассказы коллег про их опыт ремонта турбокомпрессоров:
После ремонта турбокомпрессора присутствовал расход масла или расход масла появился через несколько тысяч километров эксплуатации автомобиля.
В нашем случае считаем, что ремонт был целесообразен, так как эвакуатор с большим пробегом и возрастом, на момент написания статьи 11 лет. Покупать турбокомпрессор в средней ценовой категории, под видом нового, восстановленный и отмытый предприимчивыми торгашами по крайней мере не разумно, а гарантированно новый в проверенных магазинах где цена максимальна - очень накладно.
Надеемся предоставленная информация будет Вам полезна.
Статья подготовлена для посетителей сайта эвакуатор Тольятти.
Служба эвакуации в Тольятти. Тел 8 (8482) 61-10-31.